АССАМБЛЕЯ ДЕТСКИХ ПИСАТЕЛЕЙ

Союз Писателей России

Каталог Православное Христианство.Ру
Наши баннеры
 

Ярусные храмы святой Руси

Русское слово «храм» явилось сокращением слова «хором», то есть дом, изба, жилая как правило квадратная в плане бревенчатая клеть — «четверик». Внешнее отличие храма от хорома заключалось в том, что храм завершался крестом и становился поэтому «Домом Божиим». А чтобы храм заметнее выделялся, был виден в застройке села, его со временем стали делать высоким, многоярусным. На один четверик ставили второй, третий... Так очевидно еще в глухой древности появились на Руси ярусные храмы .


В каменном зодчестве появился сразу же восьмигранный в плане тип церкви — «восмерик на восмерике», причем верхний ярус храма стал использоваться как звоническое сооружение, — ведь колокола требовалось подвешивать как можно выше. Так в 1338 году на Соборной площади Московского Кремника была возведена восмигранная церковь во имя св. Иоанна Лествичника «под колоколы». Но количество соборных колоколов стало со временем увеличиваться и в 1506 году по указу великого московского князя Василия III итальянский зодчий Бон Фрязин заменил старый храм на высокую 3-х ярусную восмигранную колокольню «Иван Святый». В 1600 году при царе Борисе Годунове зодчий Федор Конь надстроил колокольню еще выше большой круглой главой и колокольня стала «Иваном Великим» — самым высоким столпом в центре Кремля и Москвы. В нем — три «восмерика», поставленных один на другой.
В Новгороде Великом высокий восмигранный столп «под колоколы» возник в 1445 году и назывался «Часозвонней». Он тогда был выше чем московский Иоанн Лествичник.


В XVII веке излюбленной формой высоких храмов стала форма «восмерик на четверике», причем восмерики нередко ставились в 2, 3, 4 яруса... Верхний из них часто использовался «под колоколы» и завершался еще главой с крестом. Образцом многоярусного храма считался иерусалимский храм Воскресения Христова, точнее его многоярусная колокольня, — она была в первую очередь видна с Поклонной горы, возвышалась над Святым городом. Однако русские ярусные храмы не были копиями иерусалимского образца, так как были чрезвычайно разнообразными по конструкциям, композиции, силуэтам...


Такими храмами в Москве и Подмосковье стали, например, церкви св. Иоасафа Царевича в Измайловском царском саду 1687 года, св. иконы Смоленской Божией Матери в Сафарине 1691 г., Знамения Пресв. Богородицы на Воздвиженке, Архангела Гавриила (Меньшикова башня), собор Варсонофьевского, Крестовоздвиженского монастырей, св. Михаила Архангела в Спасо-Андрониковском монастыре, Покрова Богородицы в Филях, церковь в селе Уборы под Москвой и мн. другие конца XVII—начала XVIII вв.


В XVIII, даже XIX веках много ярусных деревянных храмов строили в городах и селах верхнего Поволжья и особенно Русского Севера. На деревянном четверике поднимались яруса восмериков, композиционно венчая поселения. Много их было недавно уничтожено Советской властью, но много еще и сохранилось.


Ярусные храмы Святой Руси были и являются своеобразными знаковыми постройками Русской православно-христианской цивилизации.


При поддержке Министерства культуры и массовых коммуникаций
Техническая поддержка CYGNUS HOSTING