|
Мальчик-гусарь Византийская повесть
![](http://skaz.ru/images/new2/e25.jpg)
Эта история из старой рукописной книги. Дело происходило в Константинополе в давнее, старое время, когда этот город еще не принадлежал туркам, а был во владении греков и управлялся императором-христианином. Хорош и теперь Константинополь, а тогда он был еще краше, еще великолепней. Сколько христианских храмов возвышалось в нем, сколько было замечательных зданий и памятников! Много богатых и знатных людей жило тогда в Константинополе, но как всегда, немало было там и бедняков, которые ютились на окраинах города, у городских стен и питались тем, что могли заработать у богатых.
![](http://skaz.ru/images/new2/e10.jpg)
Среди этих-то бедняков жил тогда один мальчик-сирота. Он рано лишился родителей и был взят на воспитание добрыми соседями, которые, чтобы он не даром ел хлеб, послали его пасти гусей. Так и прозывался он мальчик-гусятник или гусарь. Каждое утро выгонял он стаю гусей за городскую стену, в поле, а вечером их пригонял обратно в город. За это его одевали и кормили. Над городскими воротами, через которые мальчик ежедневно прогонял гусей, висела икона святого Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова. Охраняя свое стадо, мальчик часто с любовью смотрел на лик святого Апостола, изображенного в виде глубокого старца, и думал: — Как бы хорошо было, если бы и я умел так же рисовать и писать иконы, как написан этот образ. ^ Он даже и приступил к этому. Часто можно было видеть, как бедный гусарь что-то чертил на песке острым камнем. Это он старался нарисовать на земле образ святого Апостола. Но сходства в его рисунке было мало. И в простоте детского сердца мальчик начинал молиться. — Святый Апостоле Иоанне Богослове, помоги мне! Научи меня писать святые иконы, чтобы я был таким же искусным мастером, как тот, кто написал этот твой образ! Раз, когда мальчик так молился, он увидел подходящего к нему седого почтенного старца. — Что ты делаешь, мальчик? — спросил старец. — Пишу образ. — Кого? — Вот этого святого Апостола, — показал мальчик на икону над воротами. — Только, прибавил он грустно, никак у меня не выходит хорошо. — А тебе хочется научиться писать иконы? — Да, очень хочется. Старец взял из рук мальчика острый камень и стал что-то чертить на вынутой из складок одежды бумаге. Кончив писать, он отдал написанное мальчику и сказал: — Ты знаешь, где стоит храм святой Софии? — Знаю. — Завтра рано утром иди туда и встань у входных дверей. В церковь на службу пойдет главный царский иконописец, ты попроси, чтобы тебе указали его, и отдай ему это письмо. Старец ушел. Мальчик на другой день, как только забрезжило утро, пошел к знаменитому Софийскому храму, и, как приказывал ему старец, стал у церковных дверей, где толпились бедняки, просящие милостыню. — Покажите мне главного царского иконописца, — обратился к ним с просьбою мальчик. — Хорошо, покажем! — отозвались соседи, и, когда царский художник проходил мимо них, указали на него мальчику. Гусарь робко подошел и подал ему письмо старца. Художник взял письмо и стал читать. Изумление выразилось на лице его. В письме было написано: «Я, Иоанн Богослов, возлежавший во время вечери на груди у Господа, посылаю к тебе, иконописцу, этого мальчика-гусаря, чтобы ты научил его писать иконы лучше, чем сам умеешь». — Кто тебе дал это письмо? — спросил художник у мальчика. И тот чистосердечно рассказал все о себе и старце. — Хорошо, — сказал художник. — Я возьму тебя к себе и научу писать иконы. Пойдем! Они пошли к дому иконописца, и с этого времени мальчик переселился жить сюда, оставив свое прежнее занятие. Но художник не старался учить своего нового ученика. Он не вполне доверял письму, да и неприятно ему было, что Апостол заставляет его научить мальчика искусству лучше, чем это делал он сам. Поэтому мальчика заставляли только тереть краски, да подавать кисти во время работы.
![](http://skaz.ru/images/new2/e9.jpg)
Прошло два года. Мальчик подрос, но ничему еще не научился. В это время один из царских вельмож построил в Константинополе церковь во имя Апостола Иоанна Богослова и пригласил царского художника украсить ее иконами и священными картинами. Художник согласился и приступил к работе. Вместе с ним ходил в новую церковь и мальчик, чтобы помогать хозяину. Однажды художника в церкви не было, а мальчик оставался там и тер краски. Вдруг сзади его раздался голос: — Что ты делаешь, гусарь? Мальчик испуганно оглянулся. Перед ним стоял старец, тот самый, которого он видел у городских стен. — Тру краски, — ответил мальчик на заданный ему вопрос. — Встань, — сказал ему старец, — и иди за мной. Они подошли к тому месту, где на стене должна была быть написана икона святого Апостола Иоанна Богослова. Художник только собрался писать ее. — Возьми кисть и пиши! — приказал старец мальчику. — Я не умею, — робко ответил тот. — Я еще не брал кисти в руки. — Смотри на меня и пиши! — сказал старец и, взяв смущенного отрока за руку, подвел его к стене и подал ему кисть. Повинуясь какой-то дивной силе, мальчик начал рисовать. Он вглядывался в стоявшего возле него старца и чертил, накладывая краски. На стене мало-помалу вырисовывался образ благолепного, убеленного сединою, Апостола. Когда он был кончен, что-то дивное совершилось в новопостроенном храме: весь он наполнился светом, сияние которого изливалось от лика изображенного на стене Апостола и озаряло все вокруг. Мальчик оглянулся на пришедшего к нему старца, но его уже не было — он исчез. Воодушевление, которое переживал мальчик во время работы, прошло, и сердце его наполнилось страхом. Он вспомнил своего хозяина: «Что-то скажет он, когда снова придет сюда? Может быть, рассердится, зачем я написал икону, может быть, накажет». Из глаз мальчика потекли слезы. Но когда хозяин пришел и увидел икону, его удивлению не было конца. Написанный образ был так прекрасен, такое неотразимое впечатление производил на душу, что и не хотевший веровать совершившемуся чуду художник уверовал и признал, что только с помощью самого святого Апостола мальчик мог так прекрасно написать его образ. Вскоре молва о чудесной иконе облетела весь город. Толпы народа потекли в новый храм, — и неизвестный прежде никому пастушок гусей стал сразу всем известным, знаменитым иконописцем.
Рассказал священник А. Державин
|
|