|
Детские годы Прохора Мошнина, впоследствии преподобного Серафима, великаго Саровскаго старца (Память 2 января).
Когда задумаешься о небесном, порою какое-то желание овладевает душою. Хочется увидать воочию ангела небесного... Думается: вот прилетит ангел; он реял в лучах горнего света; он видел престол Вседержителя; он воспевал Богу хвалу. Он будет держать в руках райскую ветвь, с расцветшими в райских садах цветами... Как укрепится этим видением моя вера!.. С какою радостью брошусь я к нему навстречу!.. При виде его, мне покажется, что я сам был в дивном небе. Эта радость, возбуждаемая слетевшим с неба ангелом Божиим, переживалась теми людьми, которые воочию видели великого Саровского старца Серафима. Трудно представить себе человека, который в земной своей жизни так сильно напоминал о небе, как Саровский старец Серафим. Все было в нем необыкновенно, особенно, непохоже на других людей.
Вот, он идет, опираясь на суковатую палку, в неуклюжих больших кожаных чоботах, в тулупчике с дырами, подпоясанный полотенцем; с рук спускаются грубые кожаные четки, на нем мягкий клобук такой формы, как носили в старой Руси, плечи покрыты полумантикой.
В этом древнем ослабленном старце — он и выпрямиться не мог, так как напавшие однажды на него в лесу разбойники сломали ему спину — в этом древнем старце живет необыкновенная жизненность. Со своими седыми волосами, затрудненной походкой, он светится какою-то непобедимою юностью... Голубые глаза пронзительно смотрят в душу всякаго... Ангел, ангел... Как же протекло детство старца Серафима, носившего в миру имя Прохора?
В том самом Курске, который был родиной отца русского монашества, преподобного Феодосия Киево-Печерского, родился Прохор 19-го июля 1759 года. Отец его, Исидор Мошнин, брал на себя работы по каменным подрядам. Он строил обширный храм преподобного Сергия Радонежского, что ныне Курский собор. Не успел он докончить эту работу, как умер. Дело его после смерти продолжала вести его вдова, Агафья, женщина разумная и деловитая.
Мошнины были люди старозаветные и благочестивые. Тогдашние родители воспитывали детей в страхе Божием. Есть рассказ об одной семье серпуховского гражданина Путилова. Его дети были современниками старца Серафима и стали настоятелями, — один Саровской пустыни, другой Оптинской пустыни и третій Мало-Ярославецкого монастыря.
Святой преподобный отче Серафим (в миру Прохор) принимает благослвление от матери на иноческую жизнь. |
Обучались дети дома у отца, а в школу не ходили: отец боялся для них дурного товарищества. В праздник отец водил их в церковь и, когда возвращались домой, расспрашивал их о службе и заставлял их пересказать содержание Апостола и Евангелия. В церкви Путилов певал на клиросе, так как имел хороший голос. В праздничные дни он любил заниматься с детьми церковным пением. В открытые окна лились звуки голоса отца, смешиваясь с голосами его молодых сыновей, и прохожие останавливались под окнами, говоря: «Сладко поют у Путиловых». Часто посещали дом Путилова духовные лица. Дети с детства слыхали много полезнаго для души. Таким же строем текла жизнь и в доме Мошниных. В чистых скромных комнатах, в углах теплятся, пред старыми тяжелыми иконами, лампады. Всякий день Мошнина идет к обедне. Она отличалась особым благочестием. Любимым делом ее была забота о девушках-сиротах: их она выращивала и выдавала замуж, отпуская им необходимое приданое. Эту чуткость матери ко всякой нужде унаследовал и развил в себе великий ее сын.
Что-то необыкновенное чувствовалось в Прохоре. Господь приставляет к детям ангелов-хранителей. Часто эти ангелы, когда дети готовы куда-нибудь упасть, поддерживают и спасают их. Но ни над кем в детстве не выказалась столь ясно сила охраняющаго ангела, как над маленьким Прохором Мошниным. Довершая начатое мужем дело, Агафья достраивала высокую колокольню Сергиевского собора. Как-то пошла она осмотреть ее и взобралась до верхнего яруса. Перил еще не было там устроено. Прохор увязался за матерью. По живости своей, подбежал к самому краю, перевесился и стремглав полетел на землю. Что переживала в это время бедная мать!
Не помня себя от ужаса, бросилась она бежать вниз по лестнице, чтобы подобрать, не трупик, а лишенный всякого образа мешок с костями: все, что должно было остаться от ее сына... Спустившись вниз с остановившимся сердцем, выступила она из каменного строения, наружу. Не верит своим глазам, думает, наваждение: Прохор весело бежит к ней навстречу.... Сон... Но нет, не сон, его голос зовет ее — «мамка, мамка!»
Никогда, до последнего издыхания своего, Агафья Мошнина не забыла этого часа, и, быть может, когда взглядывала она на своего сына, ей казалось, что за плечами у него трепещут белые крылья... Когда Прохора стали учить грамоте, он принялся за дело с большой охотой, быстро стал он успевать в учении, как вдруг — занемог. Тут снова проявилось над ним великое Божье чудо. Прохор увидел во сне Пресвятую Богородицу. Она обещала посетить мальчика и излечить его. Сновидение свое Прохор рассказал матери. Как-то, вскоре, крестным ходом несли по Курску чудотворную Коренную икону Божией Матери. Несли ее по той улице, где стоял дом Мошниных. Ударил сильный ливень. Для сокращения пути крестный ход свернул через дом Мошниных. Агафья воспользовалась этим случаем и поднесла к иконе больного мальчика. После этого вскоре он стал поправляться и скоро совсем выздоровел.
Прохор был рослый ребенок, с живыми, голубыми блестящими глазами. Он был острый умом, впечатлительный, владел прекрасной памятью, был кроткий и благонравный мальчик.
Внутренний вид кельи преподобного серафима в дальней пустыни, перенесённой в Дивеево. |
До сих пор хранится память в Курске о том, что Прохор Мошнин избегал шумных игр со сверстниками. Он предпочитал читать Священное Писание и постоянно ходил в церковь. Любил он зазывать к себе ребят своего возраста и читать им духовные книги. Прохор продолжал учение. Он прошел Часослов, Псалтирь, писал. У брата его Алексея была в Курске торговля разным деревенским товаром: ремнями, дегтем, бичевками, дугами, лопатами, железом. Прохора старались приучить к торговле, но сердце его к этому не лежало. До торговли он ежедневно ходил к обедне и вечерне. Теперь же он не мог посещать этих служб и вставал рано, чтобы побывать у заутрени.
Сердцем чуяла умная мать Прохора, что не жилец ее мальчик в миру, что иная ждет его доля. Когда, из того же Курска, стремился в обитель отрок будущий Киевопечерский Феодосий, его мать всячески противодействовала ему в его подвиге. Она жестоко наказала сына, когда увидела на теле его вериги. Когда же он потом ушел из дому со странником, она догнала его и привела его домой, избила и заковала в цепь. Иначе вела себя умная и благочестивая Агафья Мошнина. Она решила без ропота уступить сына своего Богу, в добровольную жертву.
Осторожно, чтобы не огорчать мать, и постепенно, Прохор старался вызнать мысли матери, пустит ли она его в монастырь. Он мог заметить, что противодействия не будет, и стал прямо заговаривать об этом предмете. С ним вместе пять человек из курской купеческой молодежи решили начать иноческую жизнь. Представим себе картину из святых отроческих дней юного Прохора.
Над старым именитым городом Курском раскинулась теплая ласковая ночь. Горят, мигают в небе звезды, полные каких-то высоких мыслей, сияет в небе неугасимая, непроходящая Божия слава. Среди утихнувшего города, в затихшем доме Мошниных, тихие безстрастные огоньки лампад озаряют темные лики икон. Бережно, чтобы его кто-нибудь не услыхал, подобрался Прохор к иконам, опустился перед ними на колени, смотрит, благоговеет, молится без слов. Полна душа веры, полна душа восторга. «Господи, Господи, Ты столько сделал для нас!.. Хотел бы воздать тебе хоть малым. Хотелось бы предаться Тебе, одного Тебя только видеть в жизни, Тобою радоваться, Тебе служить... Чем мне воздать Тебе? Возьми Себе мою жизнь, отдаю ее Тебе всю: чувства, мысли, желания, порывы, мечты — Тебе, Тебе Одному»... И ночь длится... И радость, и жажда жертвы все сильнее и сильнее заполняет непорочную, не познавшую мирского зла, юную душу. И ангел взлетает над молящимся отроком, и чудный таинственный голос нарекает над ним то имя, которое прогремит потом по всей Руси: «Серафим, Серафим»...
Когда пришло время расставания с матерью, сперва по русскому обычаю все посидели. Потом Прохор встал, помолился Богу, поклонился матери в ноги. Она дала ему приложиться к иконам Спасителя и Богоматери, потом благословила его большим медным крестом. Этот крест хранил он, как величайшую святыню, никогда не снимал его с себя, носил открыто, иногда поверх одежды. С ним же он и скончался.
И вот, Прохор в Сарове.
Саровская пустынь, далекая от больших дорог, затерянная в глубине темниковских лесов, отличалась строгою жизнью иноков. В ней прожил Прохор полвека в великих подвигах. Ревностный смолоду, великий постник, неустанный работник и молитвенник, он в зрелые годы увеличил свои подвиги. Он один совместил в себе такие подвиги, которые и в отдельности возводили людей до вершины духовной силы: он был отшельник, столпник, молчальник.
Во время жизни его отшельнической в Саровском лесу, к нему приходили медведи, которых он кормил хлебом из своих рук. Тысячу ночей и тысячу дней молился он, стоя неподвижно на двух камнях, под открытым небом, а днем у себя в келье. После явления и указания ему Богоматери, он открыл двери своей кельи, для наставления монахов и мирян. Народ ехал к нему со всех сторон, принять его благословение, просить его совета, порадоваться на этого ангела Божия, слетевшего с неба на бедную землю.
Небо стало для него родным и близким. Он жил на земле, как бы в небе. После дивной жизни, он скончался тихо, уединенно 2-го января 1833-го года. Он был найден отшедшим, стоя на коленях в своей келье пред иконой Божией Матери.
И все, что сияло русскому миру в лице старца Серафима, что горело в нем самом, и грело своим огнем других, все это выросло из тех семян, которые заложены в душу Прохора Мошнина его праведною матерью.
Слава праведной наставнице и великому ее сыну! Дети, любите кроткого и тихого чудотворца, дивного старца Серафима. Зовите его в ваших нуждах и горях. И как тогда, на лугу, он возьмет вас невидимо на руки и, прижав к своей груди, прошепчет над вами: «Сокровище мое, сокровище!» И станет вам отрадно от его ласки.
МОЛИТВЕННОЕ ПРАВИЛО Серафима Саровского детям
Утром, от сна пробудившись, Должен читать «Отче наш»: - Благоговейно, не сбившись, Хваленье три раза воздашь.
Вслед - «Богородице Дево, Радуйся» ты говори. Тоже неспешно, с распевом Трижды молитву прочти.
И наконец «Символ веры» Ясно и четко скажи. Хочешь являться примером – Правильце это держи.
Так поступай троекратно На ночь, в обед, по утрам. Будет светло, благодатно, Будет в душе - Божий храм.
Стихи С.О. НИКУЛИНОЙ |
|
|